Своей жизни мастер
suum cuique
. . . . . . . . .

Ремесло или мастерим вместе

Ремесло или мастерим вместе

Народная пословица гласит: "Без ремесла - без рук". Ремесло - это широкое понятие, к которому обычно относят производственных изделий, которые удовлетворяют нужды семьи. Домашнее ремесло являлось неотъемлемой частью натурального хозяйства и с развитием промышленности постепенно отмирало. И вот сейчас мы хотим вновь обратить ваше внимание читателей на значение домашнего ремесла, так ка оно заключает в себе одно из активных средств воспитание детей в семье, приобщая их к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. На наш взгляд, в такой форме воспитания именно сейчас ощущается большая необходимость. Дело в том, что создается впечатление, будто бы в городских домашних условиях не остается мужской работы. Действительно, воду носить не надо - она, как в сказке, приходит в дом сама. Не надо пилить и колоть дрова - квартиру обогревает центральное отопление. Нет необходимости заготовлять сено для коровы - молоко можно купить в ближайшем магазине. В результате мужчины перемещаются на диван и срастаются с экраном телевизора. Глядя на них, отвыкают от труда по дому и подрастающие сыновья. Таким образом, налицо существенные потери в трудовом и нравственном воспитании.

В тоже время в городской квартире нужно очень много переделывать, подгонять, заменять, ремонтировать и даже создавать нестандартные вещи, без которых порой в быту не обойтись. И эти вещи не робот, ни компьютер не создадут. Их нужно делать своими руками, вспоминая те домашние ремесла, которыми когда-то в совершенстве владели практически все наши деды, уже в меньшей степени отцы и которыми нынешнее поколение взрослых мужчин владеет в единичных случаях. Из семьи ушли не только сами ремесла. Вместе с изготовлением полезных изделий исчезла и связанная с ними эстетическая, художественная сторона ремесла - неотъемлемая черта народного искусства. Перестает существовать в городских семьях, говоря словами А.В. Луначарского, "искусство создания радостных вещей".

В какой-то степени занятия художественным ремеслом присутствуют во внеурочной работе в школы и внешкольных учреждений. Но из дома они практически ушли, а вместе с ними ушли и многие возможности для обогащения семейного воспитания детей. Ведь, мастеря вместе, отец и сын могут достичь взаимопонимания, взаимовыручки, поддержки, трудовой и творческой помощи, могут духовно сродниться. Наряду с совместными прогулками, походами в театр, музей, просмотрами кинофильмов, телевизионных передач, спортивными играми совместные занятия теми или иными домашними ремеслами - активнейшее воспитательное средство. Это то, чего порой так не хватает в отношениях между разными поколениями, живущими в одной семье, под одной крышей.

Жизнь человека не ограничивается его производственной деятельностью. Весьма важно то, что окружает его после работы, и в первую очередь его быт, тот тыл, который позволяет ему отвлечься от проблем и заняться делом по душе. Мы далеки от мысли ограничить свободное время мужской части семьи только работами по дому. Но организовать быт, сделать свою квартиру удобной, уютной, чтобы в ней можно было "жить по-человечески", мужчине надо уметь. И это, кстати, не так уж трудно.

Раньше практически во всех семьях мужчины умели мастерить по дому, "по хозяйству" и сыновья перенимали этот опыт от старших. Особенно наглядно это можно проследить на примере семей, где занимались художественными ремеслами. А в таких семьях трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений всегда было поставлено на самом высоком уровне, хотя об этом никто там и не задумывался. Все получалось как бы само собой. Известно, что традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение, причем обучение шло в домашних условиях. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Если ребенок был еще мал, он просто играл рядом с отцом и старшими братьями, попутно наблюдая за их работой. Постепенно он привлекался для посильных дел. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с детства. "Ученичество по родству жило во все времена эпохи. На промыслах профессию, избранную отцом или матерью, нередко продолжали сын или дочь, а позднее - внуки и правнуки". Было принято приучать к домашнему мастерству своих детей с детских лет. Так приобщал к своему ремеслу семерых сыновей известный русский резчик по дереву Василий Петрович Ворносков:

"Едва только подрастали они - шли работать вместе с отцом: помогали ему морить, шкурить, а потом и резать. Когда же крестьянская нужда звала, всей могучей семьей выходили на пашню или сенокос". Как отмечает писатель Юрий Арбат,"к резьбе в семье Ворносковых привыкали буквально с пеленок, когда дышали лесным запахом липовых досок, слушали шорох стружек и перезвон молотков". И поэтому не прекратила существование резьба, созданная Василием Петровичем. После его смерти подхватили ее и развили сыновья-резчики. И теперь кудринская резьба - гордость народного искусства нашей страны.

А вот воспоминания о своем детстве старейшего хохломского мастера Степана Павловича Веселова: "Отец мой, Павел Веселов, занимался росписью точеной деревянной посуды. От него всегда пахло деревом и красками. Я завидовал ему, гордился им и тоже мечтал стать художником. Было мне шесть лет, а писать меня так и притягивало. Однажды вышел отец из красильни, а я шмырк туда. Взял кисть да и расписал солонку, как смог".

Народный мастер всегда привлекал к себе своей работе сыновей, и не только тогда, когда работал в домашних условиях, но и когда уходил на дальние заработки. "Мастер, как правило, работал с подручным, брал с собой подростка - сына или племянника, который приобщался к делу: растирал краски, закрашивал фон. Цветочную роспись делал сам маляр..." - так описывает работу народного мастера по росписи В.А.Барадулин - автор ряда исследований по народному искусству.

Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло, и постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошел невидимый глазу разрыв поколений. В какой-то степени традиция приобщения детей к домашнему ремеслу сохранилась еще там, где родители трудятся на художественном промыслах, где дома, на глазах у детей создаются красивые вещи. Тогда и они незаметно постепенно втягиваются в этот процесс. Здесь дети с ранних лет приобщены к делу, окружены красотой, созданной их родителями, а порой и руками дедов и даже прадедов. Это не значит, конечно, что каждый ребенок в таких семьях становился художником - мастером прикладного искусства. Но воспитанное с детства уважение к такому делу, каким заняты родители, несомненно сказывается во всей их последующей жизни.

Кстати, в районах народных промыслов детская преступность самая низкая по стране, так как дети с раннего детства при деле. Но, к сожалению, не так уж много осталось очагов народного искусства. А хотелось бы, чтобы в каждой семье, в каждом доме, бытовало творческое содружество родителей и детей, чтобы бился пульс живого общения во время совместной работы.

Мы предлагаем различные варианты совместной работы отца с сыном. Это может быть как работа по благоустройству квартиры /а так же дачного домика и садового участка/, так и исполнение изделий сувенирного, подарочного характера. Мы не будем в каждом конкретном случае отмечать, что может сделать отец, а что он доверит выполнять сыну. Ведь возраст детей в каждой семье различен, различны и возможности семьи в отношении материалов, инструментов, профессиональных навыков ее главы. Основное, на наш взгляд, это то, чтобы сын был рядом с отцом, участвовал в его делах, помогал, советовал, сопереживал, чтобы они вместе делили радость или разочарование /а такое тоже неизбежно / от результатов совместного труда. Пусть по началу это будут изделия, далекие от совершенства. Ведь для того чтобы выполнить какое-то изделие красиво и легко, нужен немалый опыт. Недаром пословица гласит:"Сделай раз по сто - будет просто". Но важно начать, а потом от изделия к изделию будет накапливаться опыт, расти и совершенствоваться мастерство.

Хотим сразу же подчеркнуть,что такие занятия потребуют самой серьезной поддержки и со стороны мамы. Прежде всего ей нужно будет "переломить" себя, согласившись на существование в комнате сына рядом с полированной мебелью рабочего уголка с верстаком и тисками. Маме нужно проявить много терпения и такта в тот момент, когда мужчины начнут что-то мастерить. Особенно это важно на начальном этапе, чтобы окриком или насмешкой не остудить, не остановить у них желания работать и, что особенно важно, тепло принять первый несовершенный результат их труда. Позже, когда мужчины втянуться в работу, когда преодолеют робость и нерешительность, когда по-настоящему их изделия будут хороши, вот тогда можно будет доброжелательно сделать замечание, высказать пожелание, попросить что-то переделать.

Таким образом,от мам зависит очень многое, в том числе и согласие на определенные расходы по оборудованию и оснащению инструментом рабочего уголка. Ведь голыми руками ничего не сделаешь. В дальнейшем эти расходы с лихвой окупятся не только в моральном, нравственном плане, но и в материальном: отец с сыном смогут сделать в доме такие вещи, для исполнения которых потребовалось бы приглашать мастеров со стороны; они смогут сделать и интересные, уникальные подарки к дню рождения родным и знакомым, и не надо будет тратиться на дорогостоящие традиционные хрустальные вазы или самовары. Но главное - это, конечно же, ценности нравственного порядка - воспитание у детей желания и умения трудиться.

А если у вас не сын, а дочь? Ее также можно привлечь ко многим домашним поделкам. По крайней мере все предложенные здесь виды прикладных работ приемлемы для девочек, так как особых физических усилий они не требуют и при хорошем, удобном инструменте легко выполнимы. Причем замечено, что многие декоративные изделия у девочек получаются чище, аккуратнее, даже профессиональнее, чем у мальчиков. Недаром среди мастеров прикладного искусства, работающих с деревом и металлом, немало женщин.

Кстати, к отдельным видам декоративных работ можно привлекать и маму. Мама может подсказать и какое-то новое направление творческой деятельности домашних мастеров. Например, широко известная в наши дни филимоновская игрушка, что создается в Тульской области, оказывается, родилась не сама по себе, а как веселое дополнение к гончарному делу, которым занимались отцы. Мамы и дети, используя остатки глины, вначале, ради забавы, делали игрушки - свистульки, которые со временем выделились в самостоятельный художественный промысел деревни Филимоново, отодвинув на задний план "серьезные" кринки, миски, кувшины.

Главное для начала - проявить кому-то из членов семьи интерес к тому или иному ремеслу и начать заниматься им. И к нему потянуться и остальные члены семьи.

Книг с различного рода рекомендациями по изготовлению предметов домашнего обихода написано немало. В этом разделе мы предлагаем свой вариант домашних занятий, рассчитанных на совместное творчество отца с подрастающими детьми.

Среди предлагаемых в перечне изделий много чисто функциональных "неорнаментированных" вещей. В этом случае эстетика предметного творчества домашних мастеров может заключаться именно в функциональности /удобстве пользования/ изделия, а также в аккуратности исполнения и тщательности отделки.

Отличительной особенностью рубрики Мастерим вместе является то, что в нем не разрабатывается единый стилевой проект комплексных работ по благоустройству городской квартиры. Во-первых, потому что раздел рассчитан не на профессионалов - специалистов по оборудованию интерьера, а на рядовых читателей, которые не смогут сделать многих комплексно взаимосвязанных вещей. Во-вторых, у читателей в доме могут находиться вещи самых разных стилей. Поэтому трудно рекомендовать такие изделия, которые подошли бы всем и всех удовлетворили. Мы идем по другому пути - при нынешней "вседозволенности в смешении стилевых норм", наблюдающейся в современных интерьерах жилого дома, предлагаем домашним мастерам создавать просто удобные, необходимые для семьи вещи, которые могут найти место в любой квартире. Однако, учитывая, что квартиры могут быть самых различных размеров и планировки, мы не проставляем на предлагаемых изделиях никаких размеров. В данном разделе даются лишь принципиальные решения /с некоторыми вариациями/ тех изделий, которые по силам выполнить отцу с сыном в домашних условиях. Выбор конкретного варианта предлагается сделать самим самодеятельным мастерам. Если же кого-то из читателей заинтересует вопросы единого стиля в интерьере, следует обратиться к специальной литературе. Мы постарались описать и отдельные инструменты, материалы и приемы, которыми пользовались старые мастера и которые хотя бы в некоторой степени приемлемы в настоящее время.

Данный раздел носит несколько наивное название - "Мастерим вместе". В нем как бы прослушивается гордость мальчишки:"А мы мастерим вместе". Давая разделу сайта такое название, мы хотели обратиться к мужскому населению, посетившему данную рубрику,- найдите возможность и время привлечь к своим делам подрастающих сыновей, чтобы они действительно могли с гордостью произнести эти слова. С гордостью за папу, за то,что папа приобщил их к серьезному, нужному в доме делу.

В разделе немало личного опыта авторов, занимавшихся и занимающихся на протяжении многих лет со своими сыновьями различного рода домашними ремеслами. Отдельные эпизоды из этой практики будут встречаться в тексте. На изображениях есть изделия, созданные авторами в содружестве с сыновьями.

Мы уверены в том, что если отец в свободное время возьмется за инструменты, чтобы попробовать свои силы в каком-нибудь ремесле, можно не сомневаться, что и сын окажется рядом.

Если же отец весь вечер лежит на диване или "дуется в козла", естественно, сын также будет ему подражать. И этой рубрикой мы хотим помочь отцу семейства встать с дивана, взять в руки рубанок, позвать за собой сына и вспомнить дедовское ручное ремесло, которое и сейчас необходимо еще в каждом нашем доме.

В разделе Мастерим вместе освещаются статьи, связанные с работами в квартире и на даче.


Реклама на сайте | Карта сайта | О сайте